All articles

04 January 2015

04.01.2015.День памяти И.С.Тургенева

Сегодня 04.01.2015 г., воскресенье:
Добавлен видеоматериал о выступлении учащихся школы № 1208 ЮВАО г. Москвы в литературной композиции, посвященной памяти И.С.Тургенева. Посмотреть можно ЗДЕСЬ.

Read more

13 March 2014

День памяти А.С.Пушкина

Сегодня 13.03.2014 г., четверг:

Добавлен видеоматериал День памяти А.С. Пушкника от 10.02.2014 г. Посмотреть можно ЗДЕСЬ.

Read more

24 January 2014

Ы - И после приставок

 

Роз....ск, пред....дущий, воз....меть, из....мать, под....тожить, без....скусственный, с....знова, без....дейный, без....нициативный, без....нтересный, с.....мпровизировать, над....ндивидуальный, пред....стория,  меж....рригационный, сверх....зысканный,  вз...мать, вз...ыскать,  пред...нфарктный.
играть-   с...грать,  от...грать
искать-   под...скать, раз...скать
·после приставок меж-, сверх- :  меж...нститутский, сверх...нтересный
·после иноязычных приставок:    контр-, дез-, транс-, пан- , суб-, пост-, супер-
контр.....гра
дез....нформация
пан....сламизм
пост....нфарктный
суб....интендант
     транс...иорданский
·после двух-  трех- четырех- :    трех....мпульсный, двух...гольный
Раз...скать,  меж...нститутский,  сверх...зысканный, пан...сламизм,от...грать, раз.....грать, пед...нститут, контр...гра, дез...нвестиция, дез.....нтеграция, меж.....здательский дез...нфектор, из...мать, дез...нтоксикация, вз.....мать,  дез...нформировать, дез...нфицировать, воз...меть, дез...нформация, без...дейный, 

 

 

Без...дейность, без...тоговый, вз...мать, вз...скать, дез...нформация, из...мать, небез...звес...ный, контр...гра, об...скивать, под...мат...ся, под...тожить, пред...дущий,пред...юньский, сверх...нтересно, с...мпровизировать, фин...нспектор, пан...сламизм, сверх...ндустриальный, пед...нститут, дез...нфекция, пред...стория, суб...нспектор, с....змала, пост...мпрессионизм, меж...рригационный, спорт...гра.

Read more

Тире между подлежащим и сказуемым

 

Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует правилам.

1. ...А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется...
2. Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения?
3. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма...
4. Моя солдатская шинель – как печать отвержения.
5. ...Муж Веры, Семен Васильевич, – дальний родственник княгини Лиговской.

  Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такие, в которых расстановка знаков препинания не соответствует правилам.

1. Орды пришельца – снедь мечей...(В.А. Жуковский)
2. О друг мой! Ум всех радостей палач! (В.А. Жуковский)
3. Любовь – себя забвенье! (В.А. Жуковский )
4. Все бедствия твои – мечты воображенья... (В.А. Жуковский)
5. Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий – только отклик искаженный торжествующих созвучий? (В.С. Соловьев)
6. Я – попугай с Антильских островов... (Н.С. Гумилев)
7. Она не бледная жена, но венценосная богиня. (Н.С. Гумилев)
8. Все мы, святые и воры, из алтаря и острога, все мы – смешные актеры в театре Господа Бога. (Н.С. Гумилев)
9. Звездный луч – как соль на топоре... (О.Э. Мандельштам)

2.Найдите неверное утверждение.

Не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, если перед сказуемым стоит

1) частица;
2) согласованное определение;
3) вводное слово;
4) глагол-связка.

3. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует современным правилам.

1. Вернер человек замечательный по многим причинам.
2. Из двух друзей всегда один раб другого...
3. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер...
4. А вы, может быть, не знаете, что такое «оказия»? Это – прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которым ходят обозы через Кабарду из Владикавказа в Екатериноград.
5. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою...

4. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам.

1. Да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что по-ихнему он все-таки ее муж, а что Казбич – разбойник, которого надо было наказать.
2. Одно слово – для нас целая история...
3. Идеи – создания органические...
4. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?
5. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп...
6. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.

Read more

Правописание суффиксов

 

Правописание суффиксов

1.Гласные в суффиксах глагольных форм

    Замет…вший, разве…л, разве…вший, слыш…л, слыш…вший, услыш…в, раста…я, раст…вший,увид…л, увид…вший, обид…вший, ненавид…л, ненавид…вший,

 

2.Гласные в суффиксах причастий

 

    Стел…щийся туман, ла…вший пес, гон…щий стадо, пил…щий дрова, кол…щий, леле…щий, дыш…щий, пряч…щий, маш…щий, вид…щий, кле…щий, хлопоч…щий, трепещ…щий, бор…щийся

 

3.Суффиксы –ова-/-ева-, -ива-/-ыва-

 

     Прислуш…ваться, заканч…вать, ноч…вать, коч…вать, откат…ваться, разв…ваться,  танц…вать, заноч…вать, разбрас…вать,  опазд…вать, завед…вать, буш…вать,  подбрас…вать, гор…вать, припляс…вать, сопутств…вать.

 

4.О-Ё после шипящих и Ц

 

    Девч…нка, медвеж…нок, хорош…, сторож…м, неуклюж…, блестящ…, свинц…вый, пищ…вой, ноч…вка, реш…тка, сгущ…нка, реч…нка, доч…нька, кумач…вый, холщ…вый, сапож…к, бумаж…нка, плюш…вый, корч…вка

 

5.-ЧИК-/-ЩИК-

    Часов…ик, точиль…ик, бомбардиров…ик, пулемет…ик, барабан…ик, расссказ…ик, шарман…ик, набор…ик, перепис…ик, вкусный лимон…ик,подпис…ик, раздат…ик, зенит…ик, самовар…ик

 

6.-ЕН-  в словах на –МЯ;    -ЕК-/-ИК-

 

     Им…ни, тем…ни,  замоч…к,  горош…нка,  француж…нка,  задир…стый, желт…зна,брем…ни, луч…к, виш…нка, ключ…к, ореш…к, песоч…к.

 

Проверочный тест

 

    З…ря ра…г…рается над выж…е…ой степью; завоева…ые на состязаниях пловц…в призы; девч…нка (не) воспита…а; пр…обрести холщ…вую сумку; прост…рается над (не)коше…ым лугом; (не) приготовил пр…вкусный крюш…н из-за отсутствия груш…вого сока;  соверш…н…ый кем-то пр…дерзкий подж…г дома;  пр…ч…дливые р…стения, выр…ще…ые ю…атами;  пр…л…гать сверх…естестве…ые усилия;   г…рит разожж…н…ый затемн… к…стер;   коше…ый по росе луг,   лома…ые прутья;   терп…щий бе…числе…ые пр…теснения;    ра…пис…вает масля…ыми красками;   произр…стает на песча…ой почве;   решение (не) претворе…ое в жизнь;   ра…писные пр…чудл…вые глиня…ые вазочки.

Read more

Спряжение глаголов

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

1. Проспрягать (с приставками и без приставок) глаголы выспаться, вылететь, выпечь.

2. Глаголы с приставкой вы- заменить глаголами без приставок (а к бесприставочным добавить приставку), поставить их во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа, обозначить ударения.


выгрести

вырвать

выпить

вынести

 выбежать

выстроить

выползти

высадить

тереть

брать

грызть

нырнуть

 звать

сидеть

стоять

резать


3. Определить спряжение глаголов в данных ниже предложениях.

1) Ты скоро выздоровеешь, если высидишь дома.

2) Этот ситец скоро выгорит и будет плохо выглядеть.

3) Жарко. Травы в степи выглядят уныло, они долго не выстоят.

 

Предлагаем тренировочную работу: подобрать неопределенную форму к данным глаголам и установить их вид.

Тону,    уважаю,    стреляю,    сожалею,    прослушаю,    скажу,    протестую,    призываю,   потеряю,  охраняю,    имею,    ленюсь,    лезу,    колышется,    расклеит,   тревожится,   ночует,   шепчется, лепечет,   стрекочет,   оглохнет,   задержишься,   побреешься,   клокочет,   затеет.

1. Заменитьглаголы в личной форме глаголами в неопределенной форме, указать вид, спряжение: обед варится — варить, н. в., II спр.

Зависим от вас,     поищем книгу,     напрасно тревожатся,     поставим палатку,     затеем игру,     терпят неудачу,     ветви не шевелятся,     борются за победу,     дрова пилят,    вертят колеса,   родители  беспокоятся,     ветер стонет,     туман стелется,     белье сушится,     рожь сеют,    тележку катят,     грядку прополет.

2. Найти неопределенную форму данных глаголов, указать спряжение.

Колышется,      расклеит,      выдержит,     ночует,      высидишь,      шепчется,      лепечет,      стрекочет, трепещешь,         выгорит,       хлопочешь,        лелеет,        присмотришься,         развеет,          оглохнет, задержишься,     побреешься,     клокочет,     затеет,     выздоровеет,     зашелестит,    засеешь, увидится.

Гонит,       дышат,       катят,       сеют,        бреет,       вертят,       прополют,       рокочет,         выкипит.

3. Поставить глаголы и существительные в единственном числе.


Знамена реют

 птички щебечут

 волны плещут

 собаки лают

волки воют

ветки не шевелятся

повеют ветры

заколышутся флаги

осыплются листья

проводятся дороги

 дети выспятся


4. Поставить глаголы и существительные во множественном числе.


Отряд отправится

слышится гром

город строится

хозяйка хлопочет

окно светится

движется колонна

снег растает

старик дремлет

мать тревожится


5. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица множественного числа. Придумать с ними словосочетания.

Надеяться,                     клеить,                       бороться,                   посмотреть,                  обидеться.

 

6. Указать неопределенную форму глагола, вид и спряжение:

плохо слышит — н. в. (слышать), II спр.


Держатся за руки           

 увидишь море       

   борются за правду            

  выходят из дома

   разносят телеграммы


I . 1) Утки чуют опасность и прячутся в камышах.

2) В тайге строятся новые города, прокладываются дороги.             

3) Скоро заколышутся хлеба, застрекочут жатки, покатят машины с зерном.

4) Повеют осенние ветры, осыплются поблекшие листья.

5) Слышишь, как трепещут листья на осине.

6) Едва выглянет солнце — защебечут птицы.

7) Где-то рядом валят лес и отвозят бревна.

I I .  1) Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова.

2) Где трудно дышится, где горе слышится — будь первый там.

3) Ликует день, щебечут птицы, красою блещут небеса.

4) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

5) Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят-колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут.

6) Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей.

7) Сосны вершинами машут приветно, кажется, шепчут, струясь незаметно, волны под сводом зеленых ветвей.

1. К данным глаголам подобрать видовую пару, определить вид, спряжение каждого из глаголов: поручить - сов.в., II спр., они поручат; поручать — н. в., I спр.; они поручают.


Заставлять

отделиться

прекращать

расшириться

сражаться

разобраться

повысить

обращаться

исполняется

определит

смущает

 улучшит

обновляет

занимает


2. Подобрать к глаголам неопределенную форму, указать вид.

1) Ребята отправляются в лес, и ты отправишься с ними.

2) Получаешь журнал — получишь и приложение.

3) Выйдете из леса — выходите прямо на шоссе.

4) Он всегда привозит книги — привезет и сегодня.

5) Мальчик утешает сестренку, но никак не утешит.

6) Он никого не обижает, не обидит и тебя.

7) Машины очищают от снега железнодорожные пути, когда они их очистят, двинутся поезда.

3. От данных глаголов образовать неопределенную форму, указать вид, спряжение.

Уточню  —  уточняю,          заполню  —  аполняю,           нарушу  —  нарушаю,          отличу —  отличаю, примусь   —  принимаюсь,              сменю  —  сменяю,          ударю  —  ударяю,           отойду  — отхожу,          уеду    —    уезжаю,              толкаю   —    толкну,                везу    —    вожу,              лягу    —    ложусь,                              столкнусь   —  сталкиваюсь,           сошлюсь   —   ссылаюсь,           отложу   —   откладываю,             ношу    —     несу.

4. Придумать предложения с данными глаголами, поставив их в форме 3-го лица единственного и множественного числа.


Поправиться

поправляться

позволить

позволять

прийти

приходить

 расстаться

расставаться


5. Поставить глаголы в форме 3-го лица множественного числа, подобрать видовую паруи составить словосочетания: продолжать — продолжают работу; продолжить — продолжат разговор.


Отпустить

уступить

кончить

ударять

объявить

отправляться

отклониться

проводить

отстать

выступить

 начинать

 совершить

исчезнуть

разрушить

намечать

догонять

исправлять

доверять


1) Он раскается, не может не раскаяться.

2) Браконьер охотится там, где охотиться запрещено.

3) Смеешься, а смеяться не над чем.

4) Видишь то, что хочешь видеть.

5) Ты не зря надеешься, на него можно надеяться.

6) Когда услышишь или увидишь кое-что новое и любопытное, то захочешь услышать и увидеть продолжение.

ЗАДАНИЯ     ПО     ТЕМЕ

Повелительное наклонение  -  будущее время

№ 1.Поставьте в форму повелительного и изъявительного (в будущем времени) наклонений глаголы.

Инфинитив

Спряжение

Повелительное накл., ед.ч., мн. ч.

Изъявительное  накл., 2-е л., мн. ч.

повторить

выждать

 выгнать

 вытрясти

выползти

сказать

 увидеть

 

 

 

 


 

№ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Флаг  ре_  т.   Буревестник ре_  л. Никого не увид_  л. Ничего не вид_  т.   Успех завис_  т    от старания.  Завис_  л    от  родителей.    Туча    рассе_  лась.   Коробка  плохо  кле_  тся.   Разговор   не     кле_  лся.         Все  опостыл_  ло.

№ 3. Вставить  буквы.


они бормоч_т
они трепещ_т
они вид_т
они ма_тся
они высп_тся
они наде_тся
они леле_т
они брезж_т
снега та_т
травы колыш_тся
они мерещ_тся
собаки ла_т
овцы бле_т
они бор_тся


  № 4

Найти ошибки.


он клеет
он бреет
он растает
он зыблется
он гонет
он мелет
он стелет
он лелеет
он колышется
он грохочет
он пышет
он вертется
он услышет
он надеется


№ 5

Найти ошибки.


проповедывать
 заведывать
 продлевать
 затмивать
 усовещивать
 расклеял
 выздоровел
 зиждился
 разевать
 потчевать



 № 6

Вставьте буквы. Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и.

1. Когда вы его увид_ те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_ те мусор, буд_ те наказаны.
3. Он никого не увид_ л.
4. Разговор не кле_ тся.
5. Если крепко держ_ те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_ т сына.
7. Ты скоро выздорове_ шь.
8. Тучи затм_ вают солнце.
9. Он долго не продерж_ тся.
10. Поход обессил_ л туристов.

№ 7

Укажите  слова, в которых допущены ошибки.


они брезжут
они маются
они держут
они гонют
они лелеют
они стелют
они клеют
они клокочут
они бормочут
они колышутся
они лают
они надеются
они блеют
они тешутся


 

№ 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть,  исслед_вать карту,  не огранич_ваться уговорами,    проповед_вать   милосердие, затм_вать солнце;  гора обезлес_ла,   певица обезголос_ла,  крестьян обезземел_ли,   поселок обезлюд_л.


 № 9

Укажите словосочетания и предложения, в которых допущены ошибки.


Они надеятся не ошибиться.
 Ребята заклеили книгу.
 Ему советывали лечиться.
 Разведовать тайны земли.
 Никто уже не надеялся на успех.
 Лошади еле тащутся.
 Турнир обессилил спортсмена.
 Рассвет чуть брезжит.
 Если скажите лишнее, пожалеете.
 Постоянно вертится.
 Трава колышется на ветру.
 Долго маются.
 Сладко потчевать.
 Увещевать друга.
 Воды клокочут.
 Они бормочут.
 Не зависили от родителей.
 Продливать каникулы.
 Что-то мерещится впереди.
 Если его увидите, скажите.


 

Read more